Бизнес не хочет быть заложником
Интервью членов Конгресса деловых кругов Ставрополья газете «СТАВРОПОЛЬСКАЯ ПРАВДА» 2 марта 2018 года
Интервью членов Конгресса деловых кругов Ставрополья газете «СТАВРОПОЛЬСКАЯ ПРАВДА» 2 марта 2018 года
Диалог бизнеса и власти на съезде РСПП: слышат ли чиновники запросы
Ежегодный съезд Российского союза промышленников и предпринимателей является во многом знаковым событием для отечественного бизнес-сообщества. И дело не только в том, что там обсуждаются наиболее актуальные для него проблемы. Есть возможность донести их (а порой еще и получить прямой ответ) до чиновников самого высокого ранга.
Так, уже традицией стало участие в работе съезда РСПП главы государства. В 2018 году президент Владимир Путин общался с предпринимателями в таком формате в седьмой раз. О том, насколько сегодня слышат друг друга бизнес и государство, мы беседуем с вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Владимиром Гурьяновым, который также возглавляет координационный совет Союза по СКФО, и главой Конгресса деловых кругов Ставрополья Василием Травовым.
– Давайте начнем разговор с вашего резюме по итогам минувшего съезда. Что особо привлекло ваше внимание и что можно выделить как главный итог?
Василий Травов: Как знаете, меня удивить уже довольно сложно. Но тем не менее назову моменты, которые привлекли особое внимание и даже порадовали. На мой взгляд, этот год показал, что возможности и масштабы съезда РСПП расширились. Сам съезд очень гармонично продолжил предшествующую ему Неделю российского бизнеса. За несколько дней состоялись форумы и круглые столы по самой актуальной тематике. Предприниматели обсудили с федеральными чиновниками снижение административных барьеров, оптимизацию государственного контроля и трудности развития конкурентной среды, звучали вопросы повышения производительности труда и стимулирования инвестиционной активности.
Замечу, что более 90 процентов участников Российского союза промышленников и предпринимателей – это представители региональных организаций. В территориях в основном развит средний и мелкий бизнес, которому как раз со всеми этими проблемами сложнее справляться. Потом все вопросы, сформулированные как раз с учетом региональной специфики, прозвучали на встрече с главой государства. В свою очередь, президент заверил, что власти нацелены лишь на улучшение делового климата в России и формирование комфортных условий для инвестиций в новые производства, что невозможно без устранения барьеров в регуляторике и развития инфраструктуры.
Владимир Гурьянов: Среди итогов съезда следует назвать также переизбрание президентом РСПП Александра Шохина. Что это значит? Прежде всего ясно, что политика союза останется прежней. В частности, диалог с властью будет продолжен. Ведь Российский союз промышленников и предпринимателей остается основным объединением бизнеса, которое помимо компаний среднего звена объединяет и крупную российскую индустрию, остающуюся становым хребтом российской экономики. Потому союз имеет возможность поддерживать прямые отношения с Правительством РФ.
Много и детально говорилось о последствиях санкций. Нельзя не учитывать, что в определенных моментах они дадут негативный эффект, потому что будут сдерживать экономический рост. Но вместе с тем, как показывает практика, подобные ограничения вынудят нас развивать то, что изначально мы не собирались.
– Налогообложение – неисчерпаемая тема для обсуждения. Тем не менее на этот раз она звучала особо остро. Бизнес настаивает на том, что пришло время, когда нужно что-то менять, так?
Владимир Гурьянов: В этом году мы наконец услышали из уст министра финансов, что принято предложение РСПП разработать законы, регулирующие изменение налогов и сборов. Если это действительно будет сделано, снимется много вопросов о стабильности налоговой системы в нашей стране. Ведь пока мы во многом являемся «заложниками» решений власти и время от времени получаем «подарки» в виде сообщений о том, что введено то или иное новшество, а срок на его внедрение составляет считанные недели. Тогда как намного логичнее оставлять бизнесу определенный временной лаг для адаптации, например, принимая подобные законопроекты в весеннюю сессию работы Госдумы РФ.
Вместе с тем пока не прибавилось определенности по поводу так называемого налогового маневра. Как известно, уже давно звучит тема, что страховые взносы могут быть снижены, но при этом вырастет НДС. Копий по этому поводу уже сломано немало, но очень нелегко просчитать целесо-образность таких действий. Надо заранее понимать, какие отрасли экономики в связи с этим выиграют, а какие могут просесть.
Василий Травов: В этом плане хочу добавить: президент на съезде подчеркнул, налоговая система должна стать одним из самых мощных инструментов развития экономики. При этом, заметьте, бизнес не требует сиюминутного и значительного снижения налогов. У всех есть ясное понимание, что именно эти отчисления являются залогом развития территорий. Но вместе с тем предприниматели попросили не повышать нагрузку, в том числе и неналоговую.
Кроме того, для роста ВВП и развития промышленности все же нужны преференции. И в этом плане нужно ставить в приоритет не только интересы небольших предприятий. Вообще, мелкий бизнес невозможно развивать, если не будет эффективного крупного и очень крупного бизнеса. Без их налоговых отчислений в бюджет вообще вся экономика в стране замрет. Потому РСПП последовательно выступает, чтобы были доступные кредиты для всех предпринимателей, чтобы в стране действовала прозрачная и справедливая налоговая система. Это повлечет и нужное всем развитие социальной сферы.
– В очередной раз был поставлен вопрос и по поводу пресловутых проверок бизнеса госорганами. Здесь были обещаны послабления?
Владимир Гурьянов: Российские предприниматели считают контрольно-надзорную деятельность одной из основных своих проблем. И то, что соответствующее заявление на съезде сделал глава РСПП, избыточный гос-контроль беспокоит не только представителей малого и среднего бизнеса. Если плановые проверки действительно сократили в свое время, то внеплановые, которые проводятся по заявлению, по-прежнему очень тревожат бизнес-сообщество. Ведь это один из скрытых механизмов недобросовестной конкуренции на рынке, и порой таким образом инициируется рейдерский захват бизнеса. Очевидно, что этот запрос предпринимателей также был услышан.
Василий Травов: Контролирующие функции государства всегда избыточны, и, я уверен, надо продолжать минимизировать их. Понятно, что и без проверок нельзя, особенно когда идет прямое укрытие от налогов или расхищаются бюджетные средства, но когда люди создают рабочие места, добросовестно платят налоги, дисциплинированно делают отчисления в Пенсионный фонд, проверки только вредят.
– Удалось ли как-то прояснить так называемый кадровый вопрос? Дискуссия о том, что вузы должны готовить кадры, востребованные реальным сектором экономики, насчитывает далеко не один год. Тем не менее вузовская система по-прежнему дает в большей степени абстрактное, а не прикладное образование. Работодатели, особенно крупные производственники, продолжают сетовать на увеличивающийся дефицит специалистов новой формации. А некоторые взялись решать вопрос самостоятельно: здесь яркий пример – созданная компанией «Арнест» в СКФУ профильная кафедра по подготовке специалистов в аэрозольной отрасли.
Василий Травов: В нынешнем «кадровом раздрае» виноваты, по большому счету, все стороны. Вузы, стремящиеся выпускать специалистов-прикладников, не могут удовлетворить все возрастающие требования крупных компаний к уровню профессионализма кадров. С одной стороны, в их распоряжении в основном устаревшее лабораторное, исследовательское и производственное оборудование, на котором обучить новым технологиям просто невозможно. Современная техническая база высшей школы, как правило, существенно отстает от той, которая создана в промышленности. Более того, даже самый статусный и продвинутый вуз не в состоянии самостоятельно адекватно оценить и спрогнозировать изменения конъюнктуры рынков труда.
С другой стороны, мы видим безучастность самих производственных предприятий. Полноценной обратной связи «потребителей» кадров с их «кузницами» нет. Адаптировать систему подготовки кадров к современным рыночным условиям можно, если сами производственники будут указывать на пробелы в профильных программах, оценивать уровень подготовки выпускников, актуальность научных исследований вузовских ученых и компетенции преподавателей. Я говорю, конечно, исключительно о специализированных курсах. Тогда «научное зерно» будет падать в подготовленную почву. И здесь приведенный вами пример это отчетливо доказывает.
Владимир Гурьянов: В РСПП давно ведется работа по созданию национальной системы профессиональных квалификаций, призванной объединить усилия государства и бизнеса по подготовке кадров, реально востребованных экономикой. В рамках нее разработано около 1200 квалификационных программ, будет создано более 170 центров, которые должны по этим программам людей аттестовывать. Власти, чтобы не вызвать шока на рынке труда, приняли решение, что только с 2020 года эти программы станут обязательными и пока только для госсектора, то есть государственных и муниципальных предприятий, а также всего бизнеса в периметре государства. Имеются в виду госкомпании и госкорпорации. Бизнес будет применять профессиональные стандарты по потребности, которую предстоит сформировать отраслевым объединениям и лидерам промышленного производства.
Если фокус усилий государства и бизнеса в итоге действительно сосредоточится на подготовке специалистов, которые будут обладать новыми компетенциями, ориентированными на практическую работу, через какое-то время можно будет говорить о новом поколении инженеров и рабочих. А далее – ждать эффективного и более быстрого освоения новых технологий, повышения производительности труда и создания конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
– Здесь напрашивается вопрос об использовании новейших технологий. Мы с такими проблемами вообще успеваем за новыми трендами?
Владимир Гурьянов: Эксперты подтверждают, что Россия вовремя уловила тренд цифровизации. Здесь мы в целом не отстаем от передовых стран. По крайней мере, по степени проникновения Интернета, по его покрытию. Понятно, что страна у нас большая и географически неоднородная, поэтому еще остается, к чему стремиться. Это хороший стимул для развития.
Большой шаг сделан по направлению цифровизации государственных и муниципальных услуг, перехода к так называемому электронному правительству. Далее встает вопрос об активном внедрении цифровых технологий в более консервативных отраслях – прежде всего промышленности и торговли. Подвижки есть, как и общее понимание того, что именно будет внедряться в течение ближайшего десятилетия. Каждый просто должен ответить для себя на вопрос об экономической целесообразности. Пока есть возможность задействовать человека с подъемником, который, например, снимет с полки и упакует тот или иной товар, будут работать люди. Как только станет экономически выгоднее эти функции возложить на роботов, произойдет переход к процессу роботизации производства. Пока этот рубеж видится примерно к 2030 году. Но технологически и кадрово он должен быть подготовлен в ближайшее время.
Юлия ЮТКИНА